категорії: блоґ-запис

Украинские поэты в Киеве - второй сорт

теґи: поезія

Есть такая страна Украина. И в этой стране, как и у всех, есть свои поэты. Давно известно, что поэты не являются персонами, влияющих на общество в целом. Они занимают свою нишу, местами узкую, местами широкую. Однако общество в основном не догадывается, что эти писатели лучше всех способны передать общественные тревоги и переживания. О проблемах – сухо и лаконично – расскажут журналисты. О направлениях движения страны – политологи. О том, что в стране будет все хорошо, «тому що переможемо» – политики.

Поэты же лучше выразят, абсорбировав и сконцентрировав в себе, все переживания общественности. Они честнее, тоньше способны выразить дух времени, без каких-либо конъюнктур и заангажированности. Потому что поэт высказывает общественные проблемы через личный взгляд. То есть, он никогда не выступает от лица громады, а выступать от громады — обязательно значит где-то прогнуться, кого-то возвысить, что-нибудь пролоббировать.

Украинские фестивали – лицо патриотизма

В последние лет 5-7 в Украине очень развилась инфраструктура разнообразных музыкально-литературных фестивалей.

Среди них стоит упомянуть такие как «Шешоры», «Арт-поле», «Трипольский круг», «День Независимости с Махно», «Киевская баррикада», «Фортмисия», «Бандерштат», «Подкамень», «Рок-Сич», «Запад», «Свирж» и т.д. Уже не говоря о фестивалях, выживших с девяностых годов – «Червона рута» или «Тарас Бульба».

И тут среди них, с единственной поправкой, что это чисто поэтический фестиваль, подкрался фестиваль «Киевские лавры». Казалось бы, международный, однако все же якобы украинский поэтический фестиваль.

В Украине есть несколько крупных скоплений литераторов типа Львовского форума, Медвина, Киевского Арсенала, даже о харьковском ZEХ стоит упомянуть. И среди них не было ни одного фестиваля, который так прямолинейно и беззастенчиво продвигал русскоязычный и российский продукт в Украину.

Однако «Киевские лавры» оказались именно такими.

«Киевские лавры» – поэтическое лицо Киева

Как отмечал главный организатор фестиваля Александр Кабанов, главный редактор журнала «ШО», название фестиваля «Киевские лавры» ассоциируется у разных людей по-разному. Киевлянам это скорее напоминает о Киевской Лавре, россиянам – о лаврах как венке и признании. Очень хочется отметить, что в первую очередь в этом названии есть слово «Киевские». То есть идёт речь о Киеве. Точнее, должна идти.

Фестиваль, в силу своего финансирования, стабильности и огласки стал едва ли не крупнейшим в Украине чисто поэтическим фестивалем. Он точно стал поэтическим лицом Киева.

Украинские поэты в Киеве – «второй сорт»

Окинув взглядом программу фестиваля, который стартует именно сегодня – в пятницу 13 мая — создаётся впечатление, что украинским данное мероприятие может считаться разве что только на бумаге.

И вот почему.

Украиноязычным поэтам на фестивале среди около двадцати пяти мероприятий, выделены аж четыре!!!

1. Проект Андрея Любки «Четыре стороны света». Современная украинская поэзия: Тарас Федюк (Киев), Петр Мидянка (Закарпатье), Дмитрий Креминь (Николаев), Николай Воробьев (Киев), Павел Вольвач (Киев)

2. Проект Дмитрия Лазуткина «Сердечная Дрессировка» (который изначально должен был называться «Гарем», но название опротестовала госпожа Оксана Забужко))): Оксана Забужко, Галина Крук, Светлана Поваляев, Карина Тумаева

3. Проект Олега Коцарева «Приключенческая поэзия»: Олег Коцарев, Павло Коробчук, Владислав Волочай, Елена Степаненко, Геник Беляков, Юлия Стаховская, Богдан-Олег Горобчук, Катрина Хаддад, Александр Моцар, Сергей Прилуцкий, Арсений Капелист

Кстати, на этом вечере будет представлен, кажется, единственный белорус на фестивале – Сяргей Прилуцкий. В украиноязычном проекте.

4. Круглый стол: «Литературная критика в поисках большого романа»: Юрий Макаров, Константин Родык, Анатолий Днистровый, Иван Андрусяк, Ирина Барметова, Михаил Брыных, Яна Дубинянская, Александр Михед, Лесь Белей, Оксана Щур, Юрий Володарский. Модератор Ирина Славинская

Хочется верить, что здесь будут обсуждать именно о большом украинском романе.

РОССИЙСКИЙ фестиваль «Киевские лавры»

Как небезосновательно заявляют организаторы, фестиваль – международный. Среди четырёх украинских мероприятий есть и один грузинский вечер (в переводах на русский, как ни странно)) и два польских (в переводах на украинский). И, среди этих нескольких событий разместилось аж четырнадцать чисто русскоязычных вечеров!!!!!

Ладно, есть здесь несколько мероприятий, где представлены украинские русскоязычные поэты. Но подавляющее большинство литераторов – из России.

Итого:
русскоязычных мероприятий – 14 с мелочью
украиноязычных — 4
польских — 2
грузинское — 1 (но в российских переводах)
и ещё парочка совмесных разнонациональных вечеров.

Ага, ещё поэтический вечер из карельской республики. Догадайтесь, на каком языке? Угадали! На русском.

Возникает очевидная мысль, что пророссийские организаторы прикрываться несколькими украинскими, грузинскими и польскими поэтами для проведения на самом деле российского поэтического фестиваля.

Самого большого фестиваля поэзии в Украине.

Выходит, что самый большой поэтический фестиваль Украины – РОССИЙСКИЙ.

С лёгкой примесью нескольких участников из других стран. Польши, Грузии, Беларуси, Украины там например.

Тогда понятно, откуда финансируется фестиваль «Киевские лавры». Понятно, какой продукт он продвигает на украинский рынок и в украинскую литературу. Фестиваль проходит в таком духе и с такими позициями уже не первый год.

Я не хочу забрасывать желчью организаторов, просто констатирую неприятный факт.

Моя жаба, моё бремя и долг

Можно говорить, что украинских поэтов настолько мало, что для проведения такого большого количества мероприятий их просто не хватает и приходится привозить российских. Да, давит жаба, что нету чисто украинского фестиваля подобного масштаба.

Можно говорить, мол, что «это ты с претензиями». Кто же, спрашивается, виноват, что в Украине нету второго чисто украинского поэтического фестиваля. Такого же мощного. Организуйте, вы, саложёры.

Можно сказать, что вот мы приглашаем поэтов украинских, и если они запротестуют против какой-то там пророссийскости и не придут на свои акции, то Бог им – судьба, мы им предоставляли площадки и мероприятия. Не хотят, и этого не дадим. Ради Бога. Сами себя закапывают в могилу. Да, лучше закопать себя в могилу, но свою и чесную.

Можно сказать, ах ты, Павло Коробчук, ты ведь тоже участник этого фестиваля, как и нескольких предыдущих «Киевских Лавров». Зачем же ты идёшь вразрез с темы, кто желает тебе добра, хочет помочь тебе продвинуться, популяризировать себя, навести межнациональную всепоэтическую коммуникацию?

Это действует практически на всех. Если поэта пригласили, то все свои недовольства поэт выражать не будет. Ну, или скажет нескольких своим ближайшим единомышленниками. В силу этического воспитания, в силу поэтической тонкости и нежелания кого-то нечаянно обидеть.

На этом и ловят, и непроизвольно возникает между организаторами и писателями неписанное правило – склоняя головы поэты ходят на мероприятия, которыми их заманивают и подкармливают. В ответ на это поэты обычно закрывают глаза на присутствующий там чисто российский великодержаный дух.

А почему молчат? Все молчат, потому что ни один украиноязычный поэт не осмелился кусать руку, которая ему дает площадку для ещё одной презентации своих творений.

Правда, припоминается мне момент, когда несколько лет назад украинский поэт Иван Андрусяк на российско-украинском вечере встал и вышел из зала после того, как российские поэты начали читать стихи, в которых явно или косвенно обижали украинцев.

Я, Павло Коробчук, тоже участник этого фестиваля. И нескольких предыдущих «Киевских Лавров». И мне все равно, как подействуют, если вообще даже на миг заставят задуматься организаторов мои аргументы. Я ведь букашка против такого фестиваля. Мне на пользу такие заявления ох как не пойдут. Но я честный перед собою.

Раньше я наблюдал и накапливал впечатления. Но сейчас моё мнение должно быть мной высказано. Быть искренним лучше, чем быть поэтом.

Я даже предчувствую, что некоторые люди могут не подать мне руки после некоторых заявлений. Для меня это будет значить, что кто-то путает неприятие отдельной позиции в действиях человека с оскорблением всей личности как таковой.

Могут не подать руки, не пригласить на очередной фестиваль. Придётся куковать себе в сторонке.

Что им – одним поэтом больше, одним меньше. Тем более, украиноязычным поэтом.

Павло Коробчук

http://uainfo.org/news/2138-ukrainskie-poety-v-ieve-vtoroy-sort.html